Подростковый (пубертатный) возраст – чрезвычайно важный и сложный период в развитии человека. Половое созревание сопровождается выраженной противоречивостью и неустойчивостью нервно-психической сферы подростка. Так называемая «пубертатная лабильность» может приводить к различного рода психическим расстройствам – депрессии, страхам, фобиям, паническим атакам.
Что такое фобия?
Фобия в психиатрии – это чаще всего неподдающийся разумному объяснению неконтролируемый иррациональный страх, тревога, переживание, возникающие в определенных ситуациях или в присутствии какого-либо известного объекта. Фобическое состояние нередко сопровождается тревожно-депрессивным синдромом, социальной изоляцией, сокращением коммуникативных контактов с окружающими людьми.
Фобии формируются при различных психоневрологических патологиях:
- шизофрении – в 31,6 % случаях;
- органических непсихотических нарушениях – 31,3 %;
- невротических патологиях – в 12,7 %;
- аффективных расстройствах – 2,4 %.
Развитию фобий способствуют проблемы в семье, трудности коммуникации с учителями и сверстниками, отставание в учебе. Фобические расстройства сопровождаются сомнением в себе и своих силах, закомплексованностью, низкой способностью к коммуникации. Выраженности фобий способствуют естественный для подросткового возраста эгоцентризм, излишнее стремление к самостоятельности, попросить у взрослых при необходимости помощи и поддержки.
Как справляются с подростковыми фобиями?
Для борьбы с фобиями и оптимизации поведения подростка в окружающем социуме применяются как фармакологические способы терапии (прием антидепрессантов, транквилизаторов, анксиолитиков, антипсихотических препаратов), так и психотренинги и обучающие методики. К последним, в частности, относятся:
- индивидуальная и групповая психотерапия;
- специальные тренинги и ролевые игры;
- дифференцированные терапевтические методы.
БОС-тренинг при фобиях
В настоящее время отечественные и зарубежные исследователи, работающие в области психоневрологических нарушений, широко используют относительно новую, считающуюся высокоперспективной технологию коррекции поведения с помощью биологической обратной связи – сокращенно БОС-тренингов или БОС-терапии.
Суть методики состоит в следующем. С помощью закрепленных на теле датчиков с человека считываются физиологические параметры функционирования его организма:
- частота пульса:
- биоэлектрическая активность мышечных тканей;
- электро- и реоэнцефалограммы мозга (РЭГ и ЭЭГ).
Снимаемые сигналы преобразуются в доступную и понятную подростку видео- и аудио информацию, позволяющую осуществлять регулирование своего физического и психического состояния. Ориентируясь на указания врача и отображаемые на мониторе и передающиеся с помощью аудиоустройств данные, подросток учится управлять протекающими в его собственном теле физиологическими процессами.
При БОС-тренинге происходит отвлечение внимания пациента от дискомфортного тревожно-ипохондрического самоощущения и направление его на самоконтроль и интервенцию волевого усилия с целью изменения своего настроения и состояния в необходимом русле.
Компьютерно-игровая форма обратной связи с ее яркостью и наглядностью противодействует психологической усталости, привыканию пациента к лечению. В силу ее особой привлекательности для подростков она стимулирует их активное участие в игре-терапии.
БОС-тренинг позволяет врачу достигать так называемого комплаенса – согласия и доверительного сотрудничества с подростком, что является одним из необходимых условий успешности лечения психоневрологических нарушений.
При БОС-терапии применяются основные положения когнитивной корректировки, направленные на обучение подростка навыкам преодоления не только с фобий, но и панических атак, депрессивных состояний, страхов и тревог. БОС-тренинг повышает самооценку подростка, формирует у него форму поведения, оптимальную для успешной социальной адаптации.
Во многих клинических ситуациях БОС-терапия обеспечивает устойчивые результаты лечения, позволяющие полностью отказаться или снизить дозировку и длительность приема психотропных средств. Уже одно это может рассматриваться как важный успех при лечении любого психического или психосоматического заболевания.